Меню
Последние новости России и Мира » Авторы » Неволина » Наталья Неволина: Месяц ИЮНЬ

Наталья Неволина: Месяц ИЮНЬ

  • 8 июня 2014
  • 5098
  • 0
  • Vedrus
  • Функционал

 

Вот и началось долгожданное лето. Идёт месяц июнь, взрослеет в летних трудах молодой Ярило. Трудов у солнечного бога прибавилось: едва закончилась посевная, начались первые прополки, сенокосы, выгоны скота, первые сборы трав и заготовки на следующую зиму – сложно в одиночку за всем углядеть. Теперь уже людям в их трудах будут помогать все вместе и боги Небесные, и служебные духи Природы. А соберёт нас всех вместе – и людей, и богов, и обитателей миров Нави – молодой и весёлый бог Купало на общий праздник летнего солнцестояния. В этом году солнцестояние приходится на 21 июня, 14-52 часов по московскому времени (24-й лунный день). Празднества начинаются с 18 июня и заканчиваются в ночь с 24 на 25 июня. Однако подготовка к этим важным празднествам начинается гораздо раньше. Русичи в старину начинали готовиться к Купале за 9-10 дней (древнерусская неделя, лунная фаза). В эти дни очищались дома от ненужных вещей, меняли травяные постели, сжигали (или очищали) вещи после зимних болезней, всё мыли, проветривали, стирали. В благоприятный день разводили за деревнями костры, в которых можно было сжечь всё ненужно – однако проводили этот обряд либо старики, либо ведуны. Один из дней был посвещён очищению домов и людей с помощью стихии Огня, выставляли домашнюю посуду и вещи на солнце, очищали домашние очаги. В другой день обращались за очищением и помощью к Стрибогу и Стрибожьим внукам-ветрам – всё проветривали, выхлапывали, настежь открывали окна, двери, хлев, сараи, выметали амбары и овины (готовили их к принятию нового урожая). Следующий день был посвещён очищению людей и домов с помощью стихии Воды – всё мыли в домах, омывали скотину и сами люди принимали омовения (часто – на свежем воздухе), чтобы пойти на праздник чистыми и душой, и телом. Мыли и прибирали в банях, ставили угощение Баннику, да и водяным духам в этот день приносили угощение, приглашая их поучаствовать в общих Купальских празднествах. В день стихии Земли выходили с утра босиком на росы, многие купались в росе, слушали землю («припадали к земле»), прибирали во дворах, ставили угощение дворовым и домовым духам. Однако все обрядовые действа по подготовке к празднику начинались с молитв, славлений, помина предков и общего поста – стихия Эфира (Акаша) считалась и считается главнейшей. Эти славления и молитвы совершали в самый первый день начала подготовки к Купале и новому полугодью. В этом году такая подготовка к солнечному празднику начинается после полнолуния.

 

    Только после такой основательной подготовки считалось, что человек, его семья и родичи, да и всё селение готовы соединиться воедино с ритмами Космоса и Природы в Купальские дни. Только чистое тело человека (как чаша) с чистыми помыслами может вобрать в себя новые живительные силы Природы. Даже сейчас горожане могут ещё задолго до праздника провести посильную приборку в своих домах, очистить своё тело (хотя бы посетить баню и попоститься – в эти дни приветствуется сыроедение, но продукты должны быть со своей земли, своего края, чтобы настроиться на родственные энергии и своих служебных духов Природы).

 

    Далее, в каждый из дней наступившего праздника, чествовали определённую стихию Природы и её богов. В каждый из дней проводились свои обряды, на каждый день в каждом крае были свои обычаи. Однако повсеместно праздники начинались и заканчивались памятованием и славлением Предков, рода человеческого (рода семьи) и бога Рода. Связано это с тем, что на зимнее и летнее солнцестояние наши миры – наш мир Яви и миры Нави, Слави, Прави – сближаются, Вселенная пульсирует, дышит. Поэтому в народе говорят, что на Купалу и на Коляду наши предки и нави ходят среди людей.

 

    Сейчас все столь большие Купальские праздники сводятся к 1-2 дням, вряд ли это правильно – смешивать в кучу все обряды сподряд. Пусть их будет меньше, но пусть они соответствуют обстоятельствам. Горожанам, связанным «рабочей неделей», можно посоветовать выбраться всей семьёй на природу хотя бы в один из выходных  дней (21-22 июня): посидеть у живого огня, походить босиком по земле, искупаться в природном водоёме или хотя бы облиться, умыться чистой водой, пообщаться с ветрами, принести угощение природным духам, переночевать (по возможности) с детьми под открытым небом (или в палатке) и т.д. То есть очистить свои помыслы, подумать о светлом, настроится на здоровую и одухотворённую жизнь в единение с Природой… Бывает, что один такой семейный выезд и сонастрой с Природой, позволяет сохранить здоровье детям и родителям на ближайшие полгода, до зимнего солнцестояния, до Коляды.

 

    Часто спрашивают про поиски Цвета папоротника, поэтому отвечу заранее. Относится это к щитовнику мужскому (кочедыжнику) – наиболее распространённому в наших лесах. У него нет точного времени «цветения», поэтому поиски проходят с солнцестояния до Перуновых дней (начало августа). Поиск ради развлечения приносит множество малоприятных приключений. Те из людей, кто готов его увидеть по уровню своего развития, вряд ли будут этим пользоваться, так как у них уже иное отношение к жизни. Все предания о поиске Цвета папоротника в народе воспринимали как пробуждение интереса, толчок к саморазвитию, а там – «как Бог даст». Никто так лесов не вытаптывал в погоне за этим Цветом, как в наши дни. Однако, именно с купальских дней начинали сбор лекарственных и ведовских трав – выходили на поиски травознаи.

    Народный крестьянский православный календарь по-своему сохранил приметы этих дней, в которых мало что осталось от официального христианства. Может и современным земледельцам что-то из этого пригодится.

 

 


  1 июня – Иван Долгий. В этот день произносили заговоры от пустоколосицы и ветров-суховеев. «На Ивана Долгого огурцы сажай».

Примечали погоду: «Если в этот и следующий день льёт дождь, то весь июнь будет сухим».


  2 июня – Тимофей Грядочник-Тепловей, Фалалей Огуречник. И в этот день продолжали сеять огурцы.

Примечали погоду: «Если на Фалалееву ночь будет заморозок, то и осенью прихватит растения ранними морозами».


  3 июня – Оленин день, Елена Льняница, Константин. «На Алёну сей лён, ярицу, гречу, ячмень и позднюю пшеницу, сади огурцы». «Алёне – льны, Константину – огурцы».

 Примечали погоду: «Если рассада пьёт поливку, то сухой сенокос будет, а если не вбирает воду – то мокрый», «Если на Олёну дожди и ненастье, то и осень будет ненастной», «Если 3 июня – дождь с градом, то 3 декабря – снег с крупой».

 

  4 июня – Василиск Синитель, Василиса Соловьиха, Васильковый день. «На Василиска не сей и не паши, а то родятся одни васильки» - считалось, что это день рождения царя змей, поэтому нельзя ничего делать в поле и на огороде: иначе «лишь полынь в этот день уродится, а к избе сухота прилучится». Поэтому в этот день отдыхали, ходили собирать васильки и слушать соловьёв. «День Синитель – васильков победитель: расцветают все весенние цветы».


  5 июня – Левон Огуречник, Леонтий Коноплянник. В этот день славили коноплю как лекарственное и медоносное растение, из её стеблей добывали пеньку, а из семян – масло. Сажали в этот день огурцы. «На Леонтия заканчивай посадку огурцов».

Примечали погоду: «Если на Левона много оводов и пауков, то урожай огурцов будет отменный».

 

  6 июня – Свобориное Дерево. Свобориное дерево – старинное название шиповника на Руси, образа молодости, красоты и любви. В этот день славили целебный шиповник, который своим цветением лето начинает: «Шиповник цветёт – румянец года ведёт». Считалось, что с этого дня начинается настоящее лето. К зацветшему кусту шиповника приходили, чтобы забыть все обиды и печали, успокоить душу, произнести старинный заговор. Девушки умывались водой с лепестками шиповника, чтобы лицо стало светлым.
ем.

 

   7, 8 июня Иван-медвяные росы, Иванов день. На растениях появляются многочисленные и разнообразные насекомые-вредители, питающиеся их соком. Сильная роса в этот день является предвестником хорошего урожая. «Травы и коренья лечебные кладут под Иванову росу». В этот день сажали капусту и замечали рябину: «Если на рябине много цветов, то бу­дет хороший урожай овса», «Если пчёлы роем гудят на цветущей рябине – следующий день будет ясным», «Поздний расцвет рябины – к долгой осени».

Примечали погоду: «Ясный Иванов день – благословение полям», «Солнце в Иванов день обещает обильный сбор винограда и хорошее качество вина».

 

   9 июня – Федорин день. В этот день колючей на язык Федоры старались не ссориться и не убираться в доме: «На Федору – не выноси из избы сору!».

 

  10 июня Евтихий Тихий, Никита гусятник, Полудницы. «Если этот день тихий - жди хорошего урожая».

 

  11 июня – Федосья Колосяница. Начинает рожь колоситься. «Даст Бог дождь - уродится и рожь», «Урожай на черёмуху, так и на рожь». Прыгать и скакать на Федосью было нельзя, чтобы не потревожить землю, которая «тяжела стала». День отдыха Земли.

 

   12 июня – Змеиный праздник. Считалось, что в этот день особенно опасны змеи: «Не ходи в этот день в травы, не тревожь лесные чащи, не пытай судьбы». Свойство гнать змей приписывали марьиному корню, а также свежим веточкам руты – поэтому их старались в этот день брать с собой в лес. В этот день обычно сажали бобы.

 

  13 июня – Еремей Распрягальник. Если 14 мая, в день Еремея Запрягальника, начинали сев, то 13 июня сев заканчивали, а потому этот день называли Еремеем Распрягальником: «Еремей сев начинает, Еремей и заканчивает».

Примечали погоду: «Если в этот день кукушка кукует – хорошая погода будет».

 

  14 июня Устин. «Мужик Устин между маем и июнем перегораживает». В этот день замечали восход солнца: «Если солнце восходит на чистом небе, то будет хороший налив ржи, а дождливый и мрачный день сулит добрый урожай льна и конопли».

 

   15 июня - Вьюн Зелёный. Это был праздничный день во славу новой жизни. Согласно древнерусскому обычаю, вечером после трудов в поле и огороде устраивали праздник. Водили хороводы, ходили по улицам с песнями в честь новобрачных, пили молодое вино и ели пряники, одаривали детей медными деньгами на счастливую судьбу.

 

  16 июня Лукьян-Ветряк. В этот день следили за направлением ветра. Ветер южный – к скорому росту хлебам. Ветер северо-западный предвещал сырую погоду и сулил хвори. Ветер восточный приносил наносные болезни. Северо-восточный ветер – к безпрерывным дождям, вредным при наливании ржи.

Примечали погоду: «Если случится на Лукьяна гроза – сенокос плохим будет», «Весь день идёт дождь – к урожаю грибов», «Если на Лукьяна дождик, то будут грибки».

 

  17 июня Митрофан-Навозник. Самый поздний срок возможных весенних заморозков. В этот день обязательно подкармливали растения для хорошего роста и урожаев. «Без навоза-батюшки не жди хлеба от земли-матушки», «Добрая земля навоз примет один раз, а помнить будет девять лет», «Обманешь поле один раз, а оно тебя – десять». В засуху окликали на Митрофана ветер и просили его пригнать дожди благодатные. В этот и последующие дни особое внимание уделяли садовой землянике.

 

   18 июня – Дорофеев день. С этого дня начинаются самые короткие ночи в году, которые называли «воробьиными».

Примечали погоду: «Если погода на Дорофея тёплая и ясная, то зерно будет крупное».

 

   19 июня Ларион-Пропольник. «Пришёл Ларион – дурную траву из поля вон». «Траву сорную полоть надо, если месяц на ущерб пошёл; а на полную Луну полоть безполезно – сорняки скоро опять силу возьмут».

 

   20 июня – Федот. С этого дня начиналось общее купание на реках и озёрах.

Примечали погоду: «На Федота дожди – урожая не жди». «Федот тепло даёт – в рожь золото ведёт».


   21 июня Фёдор Летний, навозница. Летнее солнцестояние. «Фёдор Летний грозами богат».  На Фёдоров день назначалась «навозница» - вывозили навоз на паровой клин.

Примечали погоду: «Гром поутру – не к добру, сено не убрать», «Коли дождь – пойдут грибы». Если утром появлялись большие росы, хотя лето и сухое, то это сулило хороший урожай, особенно льна и конопли. Гром и молния в этот день и далее, предвещают худую уборку сена. «Если во время грозы слышатся громкие раскаты грома, то жди долгого ненастья».


   22 июня Кириллин день, Марфа-рассадница. В этих сутках самый длинный день, самая короткая ночь. В этот день сажали позднюю рассаду. К этому дню обычно поспевает земляника – собирали и славили эту вкусную и целебную ягоду, вобравшую энергию солнца. «На Кирилла – конец весны, почин лету», «У Кирилла – от земли сила», «На Кирилла отдаёт земля солнышку силу».


   23 июня – Тимофея знамения. В этот день бывали важные знамения: «По земле ходят призраки, блазнящие глаз человеческий», «Коли на Тимофея знамения – будет голод».


  24 июня – день Варнавы. «На Варнаву — не рви травы, ибо в этот день по травам, по лугам и полям, по лесам и долам в полдень сила неведомая катается».

 

  25 июня Пётр Солнцеворот, Пётр Запоздалый Капустник. «В этот день выпадают большие росы». Производили последний посев огурцов и расса­живали на постоянное место последнюю рассаду. «Солнце укорачивает свой ход, а месяц на прибыль идёт», «Солнце поворачивается на зиму, а лето – на жару».

 

  26 июня Акулина Гречишница. Акулина звалась «днём кривых огурцов»: посадка огурцов в этот день напрасна, не принесёт хорошего урожая – сочных да зелёных плодов. Производились посевы гречихи. «С Акулины до половины июля стоит жара».

Примечали погоду:  «Если ветер северо-западный – к сырому лету».


  27 июня – Елисей Гречкосей. Продолжение посевов гречихи; в зависимости от погоды старались сеять, когда ясно и сухо. Если посевы закончены, но всё не было желанных дождей, то в этот день «заклинали крапиву» - секли её, чтобы «обожгла она небеса, и оттуда хлынули бы дожди».

Примечали погоду: «Дождь в этот день обещает ещё семь недель с дождями».

 

  28 июня Фит, Амос. «Кто сеет после Фита, прост бывает жита», «Дождь на Фита – плохо для жита», «Пришел Амос – пошёл овёс в рост», «На Фита соловей замолкает».

 

   29 июня Тихон Тихий, Тихон-Толока. Конец поздних яровых посевов. С этого дня начинают затихать певчие птицы. «На Тихона даже солнце идёт тихо». В этот день проводилась «Толока» –  общий труд, помощь кому-либо за угощение. Также слово «толока» означит «место, вытравленное скотиной». Устраивали пир для тружеников, помогавших унавоживать землю. Работников кормили и потчевали домашними угощениями и настойками. Вечером устраивали игры и гуляния, пели песни.
В этот день поздним вечером также устраивался особый обряд «обегания непорочных дев». Считалось, что если нагие девственницы ночью обегут гурьбой грядки, то это сохранит урожай.

 

  30 июня Мануйло, Савелий. В этот день нечисть к избам подходит; вечером стреляли из ружей, чтобы отпугнуть болезни и злых духов. В народе говорили, что старуха Маниха ходит и людей в леса зовёт, чтобы потом лесовому отдать. Её дочь – белая русалка Манья, в глубокий омут девок заманивает за белыми кувшинками, чтобы на дно утащить. Так сохранились в народе отголоски древних верований – именно в эти дни люди поминали предков и прощались с ними и навями до Коляды, до следующего сближения наших миров.


Расскажи в социальных сетях:



Какие эмоции у вас вызвала публикация? (УКАЖИТЕ НЕ БОЛЕЕ ДВУХ ВАРИАНТОВ)

Комментариев - 0
Информация
Важная информация для новых (не зарегистрированных) посетителей

Если вы впервые на сайте то вам необходимо:


Если ранее вы были зарегистрированы в социальных сервисах то вам необходимо:


Если вы зарегистрированы на сайте то: