Меню
Последние новости России и Мира » Авторы » Неволина » Статьи » Наталья Неволина: Месяц АВГУСТ

Наталья Неволина: Месяц АВГУСТ

  • 9 октября 2014
  • 3352
  • 0
  • Vedrus
  • Функционал

 

АВГУСТ

 

1 августа – Макрида, Мокрины. По погоде этого дня делали прогнозы о будущей осени. «Макрида снаряжает осень, а Анна (7 августа) – зиму».

Примечали погоду: «Хороший день предвещает сухую осень; а если идёт дождь — осень будет сырая», «Если в этот день идёт дождь, то будет хороший урожай орехов».

 

2 августа – Перунов день, Илья Пророк. Утихает жара, устанавливается умеренное тепло. Начинаются холодные утренники, во многих областях наступает конец купаний: «С Ильина дня ночь длинна, а вода холодна». В народе есть присказки: «На Илью до обеда лето, а после обеда — осень», «Пророк Илья (Громовержец) лето кончает, жито зажинает». До этого дня старались закончить заготовку сена: «До Ильина дня в сене – пуд мёду, после Ильина дня – пуд навозу», «Илья Пророк – косьбы хлебов срок». К этому дню обычно утихает жара, устанавливается умеренное тепло. К Ильину (Перунову) дню выпекали первые колоба из нового урожая зерна. Был строгий запрет на любые полевые труды в этот день – «чтобы не навлечь бедствий», так как Громовержец гневаться будет.

Примечали погоду: «Коли на Илью сухо, то потом шесть недель будет сухо» (до 10 сентября), «На Ильин день дождь – озимую рожь надо сеять позже», «Если на Илью дождь – картошка уродится».

 

3 августа – Онуфрий Молчаливый. В этот день принято было трудиться молча и ладить закрома: нужно было просушить, подготовить места хранения к приёму нового урожая. Чтобы урожай хранился «ладно», надо было навести порядок в своих мыслях и душе («поладить с собой»).


4 августа – Мария Ягодница, Мария Магдалина. В этот день на рассвете замечали появление росы на льнах: считалось, что обильная роса уничтожает белизну льна и останавливает его рост. «На Марию сильные росы — льны будут серы и косы». На Марию вынимали цветочные луковицы. Поскольку в этот день не трудились в поле, то старались в садах и в лесу набрать побольше ягод и приготовить из них разнообразные блюда на стол и сделать заготовки в зиму.

Примечали погоду:  «Коли в этот день гроза — сена будет за глаза», «Если гром гремит безпрерывно — будет град».


5 августа – Трофим Безсонник, Калинники-малинники. Время усиленных трудов в поле и огороде, спать некогда: «Хорошему хозяину и день мал». Собирали позднюю последнюю малину: «С малинника лыки не велики, да ягоды сладки. А с калины лык надерёшь, да ягод в рот не возьмёшь».


6 августа – Борис и Глеб, Поликопны. «На Борис и Глеб поспевает хлеб». На Руси называли этот день Поликопнами: бывали большие грозы и спаливали копны у тех, кто был в поле. Поэтому говорили: «На Глеба и Бориса за хлеб не берися». Начинается сбор черёмухи для лечения, стряпни и заготовок.

 

7 августа – Анна Летняя, Анна Холодные Утренники. По погоде на Анну судили о грядущей зиме: «Если в этот день будет холодный утренник, то зима будет ранняя и холодная», «Если на Анну дождь идёт – зима снежная и тёплая будет, а если иней выпадет – к холодной зиме», «Какова погода на Анну до обеда – такова зима до декабря, какова после обеда – такова после декабря», «Муравьи увеличивают муравейники – зима холодная будет», «Дождь перемежается с солнцем на Анну – будет хороший урожай ржи в следующем году». На Анну уже поспевает урожай раннего картофеля, из которого готовили разнообразные блюда.

 

8 августа – Ермолай. В тёплый ясный день спешили закончить жатву хлеба: «Ермолай — хлеб прибирай». С этого дня начинали сбор ранних яблок, однако считалось, что есть их пока нельзя – ждали до Яблочного Спаса.


9 августа – Никола Кочанный, Палий Целитель. Это был «зажнивный» праздник – колосья с полей приносили в храмы для освящения. Говорили: «Кто на Палея трудится, у того гроза спалит хлеб». Знахари в этот день шли за поздними, последними целебными травами. На Николая Кочанника капуста свёртывается в кочаны; в этот день было принято печь пирожки с капустой и потчевать всех. Постепенно меняется погода: «С этого дня по утрам холода начинаются».

 

10 августа – Прохоры-Пармены. В этот день славили кузнецов. Собирали плоды созревших груш и другие дары сада. При этом благодарили сад, его обитателей и служебных духов за хороший урожай.

 

 11 августа – Калинники. В этот день славили калину – образ женственности, любви и красоты. В северных краях уже возможны первые заморозки.

 Примечали погоду: «Если на Калинов день не будет заморозков, так и Лука (5 сентября) не заморозит».

 

12 августа – Силы, Силин день. «На Силу – лопух берёт от земли силу», «На Силы и Силуяна рожь бывает пьяна» (то есть клонится к земле от тяжёлого зерна). Это был наилучший срок посева ржи в средней полосе России: «На Силу рожь посеянная родится сильно»

Примечали погоду: «Если в это время стоят пасмурные и прохладные дни, то дожди не скоро польют».

 

13 августа – Евдокимово заговенье. Про этот день говорили: «Коли не заговоришь борону на Евдокима, то не угодишь коню», «Конь с места не тронется, пока мужик над бороной не наклонится»,  - заговаривали борону, чтобы не сломались зубья в поле.

 

14 августа - Макковей, Первый Медовый Спас, Мокрый Спас. День водоосвещения, купание в освящённых источниках, озёрах, реках. Издавна на Руси пасечники в этот день заламывали в ульях первые соты, несли в храмы для освещения первый мёд. Ранее считалось, что именно с этого дня мёд «созрел» и его можно начинать употреблять в пищу. А крестьяне освещают собранные овощи и семена, головки мака (для их хорошего хранения и всхожести в будущем году). В старину делали маковенники, устраивали народные гулянья. Говорили: «Спас медовый – начало холодных рос, первых заморозков, холодных утренников», «У Спаса всего в запасе: и дождь, и ветер, и вёдро, и разнопогодье».

Это первые Проводы лета и его богов, дни их благодарения. Но мало кто помнит, что именно в этот день чествовали Мировое древо – это был очень важное празднество, связанное со всем мировоззрение Славян и Ариев. И воздавали хвалу и славу всему Растительному Царству за его безкорыстное служение людям: в поля, луга, леса несли угощения и подарки, пели песни и водили хороводы. Покровительствуют этим празднествам Дажьбог и Велес. У христиан это первый день Успенского поста (и ныне всем пойдёт во благо такой медовый пост) и поклонение Кресту Господню (они почитают «происхождение честных древ Христа», что прямо перекликается с почитанием Мирового древа предками Славян). Надо сказать, что христиане – кто-то осознанно, а кто-то вопреки своей воле – сохранили в своём народном календаре отголоски многих очень древних ведических праздников и обрядов.

Примечали погоду: «Коли на первый Спас заморозков нет, то и до Успения (28 августа) не будет», «Коли на Спас не было инея – хлеба дойдут хорошо».

 

15 августа – Степанов день. Купали лошадей и поили их посеребренной водой. В этот день был красивый обычай: плели семейный «Степанов венок», целебные цветы и травы для него собирали всей семьёй. Такой венок приносили домой и вешали в красном углу. Когда зимой приходили беда и болезни в семью, хозяйка отрывала от венка «могучие травы» и запаривала их, чтобы омыть дом (иногда дымом травы окуривали дом) или больного человека. Считалось, что сила Степанова венка сохранялась вплоть до 23 апреля следующего года.

Примечали погоду: «Каков этот день, таков и сентябрь». По погоде 15-19 августа определяли, какая будет погода в сентябре-январе.

16 августа – Исакий Малинник, Антон Вихревей. В этот день славили малину, и по сей день много её ягод заготавливается для лечения зимой и для вкусных угощений.

 Примечали погоду: Каков Вихревей – таков и октябрь», «Каков Исакий – таков и Никола Зимний (19 декабря)». «На Исакия вихри – крутая зима», «Если в этот день будет ветер с юга и появятся вихри, завихрит со всех сторон – будет злющая зима с толстым снегом на дома», «Сильный холодный ветер – к морозной зиме, тёплый ветер – к мягкой и снежной зиме».

 

17 августа – Семь отроков, Авдотья Малиновка, Евдокия Огуречница. Сбор и заготовки на зиму последней малины и огурцов, варка варенья. С этого дня обычно начинаются дожди, что вредно для сена: «Семь отроков сено гноят», «Не идёт дождь, когда просят, а идёт, когда косят (идут последние скудные сенокосы)», «Идёт дождь, где жнут, а не идёт, где ждут».

  Примечали погоду: «Каков этот день, таков и ноябрь», «Если в этот день дождь, то идти ему семь дней (до 24 августа)».

 

18 августа – Евстигней Житник. В этот день заклинали жнивы и славили репчатый лук. Начинали постоянно есть сырой лук с хлебом, солью и квасом – чтобы к зиме набраться здоровья и бодрости (для усиления защитных сил к дождливой осени). В горницах развешивали сплетённые связки из луковиц, чтобы воздух помещений очистился.

Примечали погоду: «Каков Евстигней, таков и декабрь».

 

19 августа – Преображение, Второй Яблочный Спас, Лакомка. Окончание главных летних полевых трудов, первая встреча осени – Первые Осенины. В старину в этот праздник проводился обряд окропления земли и засевания поля под зиму, а в храмах совершали освещение созревших виноградаяблок и других плодов. В это день всегда были народные гулянья.

Это и ныне праздник Урожая, праздник плодов Матушки-Земли, праздник Макоши и её дочерей Рожаниц, Берегинь. Проведение обрядов и освещение плодов своего труда способствует достатку, благополучию и здоровью земледельцев. И по сей день в православных храмах после официальных служб освещают яблоки и другие плоды, современные церкви бывают просто завалены дарами прихожан. У И.С. Шмелёва есть красивый рассказ на эту тему, который так и называется «Яблочный Спас» (прочитайте, это будет интересно и детям, и взрослым).

У христиан праздник назван Преображением Господнем, он связан с памятью о трансформе Христа, которую, действительно, можно назвать по-русски «преображением». Такое преображение претерпевает ежегодно и вся наша природа, благодаря трудам крестьян и земледельцев – из простого семени рождается обильный урожай и благополучие людей, из подобного семени рождается и взращивается в теле и в духе человек, достигая духовного Преображения. Опять же, благодаря христианскому календарю, мы можем думать, что это был истинный праздник Преображения Божественной Природы, только вот память об этом стёрли из умов людей. Будем надеяться, что наши потомки вновь будут праздновать этот праздник как Преображение Природы.

Примечали погоду:: «Спас – время частых перемен в погоде», «Каков этот день, таков и январь», «Каков Яблочный Спас, таков и Покров», «Коли сухой этот день, будет сухая осень, мокрый – мокрая осень, ясный – суровая зима». Наблюдают за заходом солнца.

 

 20 августа – Пимена-Марины. Пекли пирог с малиной. «В день Марины не ищи в лесу ма­лины: девки лес обойдут, дочиста оберут». Если в этот день аисты готовятся к отлёту, то осень будет холодная.

 

21 августа – Мирон Ветрогон, Михеев день. В этот день бывали сильные ветры. В этот день начинали собирать в лесу целебную ежевику.

Примечали погоду: «На Михея дуют ветры-тиховеи – к вёдреной осени, на Михея буря – к ненастному сентябрю», «Каков Мирон, таков и январь». Ранний иней сулил хороший урожай в будущем году.

 

22 августа – Матфей. «Матвей ненастье подпускает, осенний дождь летним перебивает».

Примечали погоду: «Если пал первый иней – к хорошему урожаю будущего лета».
Эта же примета пророчила хорошую рыбалку в конце лета и в начале осени. А если в этот день идёт дождь, то он будет идти всю осень.

 

23 августа – Лаврентий, Зоричник. Примечали в полдень колебание воды. Если реки и озера не волнуются ветром, то ожидалось, что осень будет тихая, а зимой не будет сильных метелей: «Осень и зима хорошо живут, коли на Лаврентия вода тиха», «Если в этот день вода не волнуется, то осень будет тиха, а зима – без вьюг и злых метелей». Считалось, что с этого дня деревья в росте останавливаются, а опять они тронутся в рост в Преполовение (28 апреля).

Примечали погоду: «Если в этот день идёт дождь, то он будет идти всю осень», «Если стоит сильная жара, то она продержится и осенью долго».

 

24 августа – Федор-Василий.. Полагали, что в эту ночь буйствует нечистая сила и бегает белый конь. В этот день начиналась стрижка овец, обработка шерсти.

 

25 августа – Фотя-Поветенный. День наведения порядка в хозяйственных помещениях жилища и во дворе – в кладовых и в сараях: «На поветях всё хозяйское сокровище запрятано – нельзя допустить, чтоб «чёрт там ногу переломил»».

Примечали погоду: «Иней в этот день – к урожаю будущего года», «Если в этот день дождливо – бабье лето будет коротко», «Если стоит ясная и тёплая погода – к урожаю белых грибов».

 

26 августа – Тихон-Страстной. В этот день тоже было принято убираться в хранилищах и погребах, которые обрабатывали от плесени для хранения урожая без потерь.

 

27 августа – Михей-Тиховей, день каменщиков. Это был день мастеров дел каменных, строителей храмов. Говорили: «Михеев день с бабьим летом бурей-ветром перекликаются»

Примечали погоду: «Если на Михея ветер тихий – к ведренной осени, а если буря проносится – к ненастью осенью», «Тихий ветер в сад – сухая осень».

 

28 августа – Успение Богородицы, Госпожинки, Дожинки. В этот день земля именинница, по ней нельзя ходить босиком. «С Успенья солнце засыпает», «На Успенье огурцы солить, на Сергия капусту рубить». К этому празднику заканчивали жать хлеб, приносили в церковь семена для освящения, праздновали всем миром окончание жатвы. Малый отдых после уборки основного урожая. Начало молодого бабьего лета (оно продлится до 11 сентября) и осенних хороводов.

 

-29 августа – Спас на полотне, Третий Хлебный (Ореховый) Спас. «Первый Спас на воде стоят, на второй — яблоки едят, на третий — полотна продают, хлеб припасают». Посев озимого хлеба обычно начинали за три дня до Успеньева дня и продолжали еще три дня после.

Названия Спасов говорят сами за себя. Надо сказать, что все три Спаса были связаны воедино смысловыми обрядами благодарения Природы, её служебных духов и божеств, помогавших людям в их летних трудах. Эта взаимосвязь ещё ждёт своих юных исследователей, так как в старину будни и труды людей сливались воедино с подобными празднествами, с событиями космоса – эта жизнь отличалась от нашей современной жизни (где есть «трудовые дни» и «выходные дни») своей целостностью. Будем надеяться, что подрастающее поколение воссоздаст эту целостность человеческого бытия в его единении с окружающей природой и Космосом.

 

30 августа – Мирон-Ветрогон, Вдовьи Помочи. В народе говорили: «На Мирона не отсеешься — на следующий год соберёшь одни цветочки». День помощи («общественные помочи») в хозяйственных делах вдовам и семьям, в которых не было мужчины-кормильца.

 

31 августа – Флор и Лавр. Почитали святых мучеников Флора и Лавра, которые считались покровителями лошадей. В этот день давали лошадям отдохнуть, их купали и заплетали им ленты в гривы, пекли обрядовые хлеба с оттиском в виде лошадиного копыта. К этому дню уже заканчивались посевы озимых: «Кто сеет рожь на Флоров день, у того родятся флорки» (то есть цветочки, но без будущих плодов). Считалось, что: «С Флора и Лавра начинаются осенние утренники».

 

 


Расскажи в социальных сетях:



Какие эмоции у вас вызвала публикация? (УКАЖИТЕ НЕ БОЛЕЕ ДВУХ ВАРИАНТОВ)

Комментариев - 0
Информация
Важная информация для новых (не зарегистрированных) посетителей

Если вы впервые на сайте то вам необходимо:


Если ранее вы были зарегистрированы в социальных сервисах то вам необходимо:


Если вы зарегистрированы на сайте то: