Наталья Неволина: Месяц СЕНТЯБРЬ
- 9 октября 2014
- 3620
- 0
- Vedrus
-
СЕНТЯБРЬ
1 сентября – Андрей Стратилат, Тепляк, Фёкла Свекольница. В народе говорили: «Стратилат Тепляк с теплом приходит», «Стратилатов день приспел – овёс поспел». С этого дня, если позволяла погода, начинали уборку свёклы: «С Фёклы начинают дёргать свёклу».
Примечали погоду: «Каков первый день сентября, такова и осень». », «Если дует ветер с севера – осень будет холодная, если с юга – тёплая», «Южный ветер – к урожаю кормовых культур, овса».
2 сентября – Самойлин день. Самойла (у христиан – пророк Самуил, у славян – Велес) считался покровителем и заступником мужиков-крестьян: «Самойло-пророк сам Бога о мужике молит». В этот день просили у богов хорошей погоды для грядущих осенних уборочных дней.
3 сентября – Фаддей, Василиса Льняница. В этот день убирали лён: «Баба Василиса о льнах радеет».
Примечали погоду: «Если на Фаддея погода ясная – ещё четыре недели хорошая погода будет».
4 сентября – Агафонник. Примечали погоду: «Если Агафонников день ясный, то хорошая погода будет держаться ещё четыре недели».
5 сентября – Луп Брусничник. В народе гадали по журавлям: «Если на Лупа журавли на юг потянулись, то зима будет ранняя», «Если журавли летят низко, то зима предстоит тёплая, а если высоко – холодная», «Если журавли летят быстро и «молчком» - жди скорого ненастья». Говорят, что в этот день льны «лупятся»: «Лён две недели цветёт, четыре недели спеет, а на седьмую семя летит – «лупится». С этого дня часто начинаются первые заморозки: «Лупенские заморозки на овёс садятся, брусникой сластятся», примечали: «Если на Лупа брусника поспела, то и овёс дошёл».
6 сентября – Евтихий. В этот день примечали погоду на всю осень, а урожай – даже на следующий год: «Если на Евтихия дождь, то будет сухая осень и хороший урожай в будущем году».
7 сентября – Тит Листопадник, Тит Грибной, Варфоломей Житосей. В этот день шли по грибы, а затем занимались их заготовкой на зиму. Начинали озимые посевы: «Пришёл Варфоломей – жито на зиму сей!».
8 сентября – Адриан и Наталья, Наталья Овсяница. С этого дня начинали косить овёс: «Несёт Наталья овсяный блин, а Адриан – в горшке толокно». Примечали погоду: холодный утренник в этот день предвещает раннюю и холодную зиму.
9 сентября – Пимены и Анфиса, Рябинник. В этот день славили рябину (урожай рябины окончательно убирают после полного её созревания в конце сентября или после первых морозов, когда плоды приобретают сладость).
10 сентября – Анна и Савва Скирдники. С этого дня начинали убирать сжатый хлеб в скирды.
11 сентября – Иван Постный, Иван Сухой, Репный праздник. «На Ивана Постного собирают коренья рослые, а на Ивана Купала собирают травы»,- говорили в народе. Примечали: «Коли журавли на юг пошли на Ивана Сухого – будет ранняя зима». В этот день убирали урожай репы и устраивали «репный праздник» с обильной едой, угощали бедных. Даже в христианских храмах в отдалённых местностях «славили репу» (сохранились записи «моления о репе»). До появления картофеля на Руси именно репа была частой зимней едой.
13 сентября – Куприянов день, Журавлиное вече. «На Куприяна журавли на болоте-«журавлиннике» собираются и совет держат, как на юг полетят». Только с этого дня можно было начинать сбор лечебной клюквы, которую иногда называли «журавлинкой».
14 сентября – Сёмин день, Семён Летопроводец. Этот день в старину называли началом «бабьего лета», и по его погоде судили об осени: «Бабье лето восемь дней», «Если первый день бабьего лета ясный, то вся осень выйдет тёплая и ведреная». «Если на бабье лето луга опутаны тенетником (паутиной), гуси гуляют стадами, скворцы не летят, то осень будет протяжной и ведреной». В сёлах с бабьего лета начинались запашки и осенние хороводы, справлялись новоселья.
15 сентября – Мамонтий Овчарник, Федот и Руфина. В этот день не выгоняли с утра овец и коз со двора: «Выгонишь скотину – беду наживёшь». «К Мамонтию черёмуха меняет свой летний наряд». С этого дня копали поздний картофель, сажали озимый чеснок.
16 сентября – Василиса, Домна Доброродная. Окончание уборки льна: «На Василису – со льнами торопися». В этот женский день принято было прибираться, доставать из укромных мест и нести в дом добротные старые вещи «для благополучной осени». Выставляли старые лапти (вешали их у крыльца или на колья вокруг огорода) «для хороших урожаев» и как «верное средство от сглаза». Хлам (старые и ненужные вещи) сжигали на огороде вместе с картофельной ботвой. Так начиналась подготовка к праздникам осеннего равноденствия. В этот день обычно сажали малину. Для предсказания зимней погоды следили за муравьями: «Высокие кучи над муравейником – к морозной зиме».
17 сентября – Неопалимая Купина. Очищали дом огнём, вспоминали предков, благодарили Перуна и перуниц, охранивших дом от молний и пожаров. У христиан – празднование по иконе Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина», охранительнице от пожара и молний.
18 сентября – день Захарии и Елизаветы, Кумоха осенняя. День этот считался хорошим для предсказаний (именно Елизавета предсказала Деве Марии рождение Христа). В этот день выгоняли берёзовыми вениками кумоху (лихорадку) у больных людей, топили баню. Считалось, что человек, рождённый в этот день сентября, обладал колдовской силой.
19 сентября – Михайлов день, Михайловские морозы. «Михаил заморозком землю прихватил», считалось, что «На Михайлу нельзя трудиться». В этот день устраивались братчины-сходки для совместного решения семейных дел, заключали договор об учёбе детей или о молодёжных посиделках – заключение договоров заканчивали общим застольем.
20 сентября – Луков день. «В этот день лук в косицы плетут девицы», примечали: «Если много одежды на луке – быть зиме холодной».
21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы, Осенины – вторая встреча осени, Аспасов день. Считался Днём Радости, чистоты, любви. Посещали храмы, устраивался праздник с застольем и песнями. Новобрачные в этот день приглашали родных и знакомых в гости – потчевали их и показывали им своё хозяйство.
22 сентября – Иоаким и Анна, День рожениц. Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы, считаются помощниками и благодетелями рожениц и бездетных. В День рожениц было принято чествовать молодых матерей – пекли пироги, угощали повивальных бабок и родных. Обычно 21-22 сентября наступало осеннее равноденствие – праздник Рода, всех берегинь и Рожаниц.
23 сентября – осенний Пётр-Павел, Рябинник. В этот день славили рябину, празднуя её именины. «С Петрова дня летнего – ешь землянику, а с осеннего — рябину». Ягоды рябины срывали и вешали гроздьями под крышу дома «на счастье». Примечали: «Много ягод на рябине – к строгой зиме». В народе считалось, что с этого дня «солнце умирает». Делали домашние настойки, наливки и вина из рябины и других ягод и фруктов.
24 сентября – Федора, Федорины вечёрки, третья встреча Осени. Считалось, что с этого дня наступала настоящая слякотная осень (после осеннего равноденствия). У женщин начинались двухнедельные «капустные вечёрки», или «капустники» – бабы капусту рубили да лясы точили, шутки шутили да байки травили, готовили разные блюда из капусты.
25 сентября – Артамон Змеевник. Считалось, что с этого дня змеи начинают перебираться из полей в леса и уходят в землю: «Артамон последний раз змей на волю отпускает, а потом затворяет в глубинах земных на замок». Этот день был приметным для охотников: если случится хоть какая добыча, то и дальше будет сопровождать удача в охотничьем промысле.
26 сентября – Корнилов день. «Последний тёплый день осени – в последний раз тёплый дождь идёт». Оставшееся в земле корнильё (корнеплоды) заготавливали на зиму: «В Корнилов день – последнюю репу с огорода вон». Начинали готовить витаминные блюда из «зимних» овощей и ели их в сыром виде: «Кто ест хрен да редьку, тот хворает редко».
27 сентября – Воздвижение. Считалось, что «На Воздвиженье нельзя начинать важных и значительных дел – всё прахом пойдёт».
28 сентября – Никита Репорез, Никита Гусятник. В огородах вырывали последнюю репу, устраивали гулянья и ярмарки. С этого дня начинается отлёт диких гусей в тёплые края. По крику гусей и их полёту судили о наступлении скорых холодов: «Гуси на Никиту летят – зимушку на хвосте тащат», «Дикие гуси низко летят – снег сулят».
29 сентября – Евфимия Прехвальная. В этот день было принято квасить капусту на зиму.
30 сентября – Бабий Праздник, Вселенские Бабьи Именины. Удивительный день для всех женщин, удивительный женский праздник. В народе его до сих пор так и называют: Бабий Праздник, Вселенские Бабьи Именины. Это день всеобщего женского начала Природы. Заканчиваются женские трудовые будни в полях, садах и огородах, начинаются домашние хлопоты по подготовке к долгой зиме. В этот день хозяйки пекут караваи (круглые хлеба) и особые «именинные» пироги для подношения богиням-помощницам, рожаницам, берегиням и служебным духам Природы за их помощь в дни летней страды. Украшаются такие пироги особыми знаками плодородия и знаками женского начала. В таких обрядах «подношения Природе» участвуют женщины и половозрелые девушки, есть особый обряд «почитания Старых Матерей». Рядом со взрослыми могут находиться, быть рядом в обрядах и совсем маленькие девочки – наблюдая и приобщаясь к особой силе Матушки Природы. Это день краткого женского отдыха и затишья. В народе говорят, что в этот день все женщины (в том числе – и существа женского рода других царств Природы) слышат и особо чувствуют друг друга, происходит своеобразный сонастрой женского начала во всех мирах (Яви, Нави и Прави) – для этого надо просто найти время и побыть в тишине, чтобы почувствовать эти особые вибрации окружающего мира… У христиан 30 сентября называется днём Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, и у них сохранился обычай печь именинные пироги и особые кренделя, напоминающие древние наузы (знаки узелкового письма).
Расскажи в социальных сетях: