Меню

ПОЛЕВИК И ПОЛЕВЫЕ ДУХИ

  • 6 августа 2014
  • 4166
  • 0
  • Vedrus
  • Функционал

ПОЛЕВИК И ПОЛЕВЫЕ ДУХИ

Полевик это служебный дух Светлой Нави, живущий в полях. Старший над всеми полевыми духами, которых превеликое множество: хлебные поля охраняет Житный дед, поля по­севной гречихи стережёт Гречуха (или Гречишник), поля хлопка – лохматый Хлопчатник; за межами и границами на полях присматривают Межевики, а за первой зеленью трав – Зеленчуки и Зеленушки…

Любимое время Полевика – летний полдень, когда каждый может увидеть этого маленького старичка с телом цвета земли, с разноцветными глазами, с волосами и бородою из трав и колосьев. Но в начале лета можно увидеть его и в образе высокого молодого мужчины, который с большой скоростью передвигается по зеленеющим полям, чтобы наполнить молодые всходы силой и здоровьем. Живёт Полевик в поле только во время роста и созревания хлебов, трав, льнов, гречи и других полевых растений, помогая им и людям в их трудах. С началом жатвы и уборки начина­ется для него нелёгкая, безсонная пора – старается, чтоб каждый злак, трава, овощ были замечены и убраны человеком или живностью лесной на хранение, чтобы всё из даров земных сохранилось. Последний сноп на поле люди оставляют для зимнего приюта Полевика и относятся к этому снопу с особым почётом: иногда наряжают и с песнями несут в деревню или житницу, где он будет храниться до нового сева; иногда оставляют украшенным на поле. Зёрнами из последнего снопа начи­нают новую посевную, чтобы дать Полевику возможность возродиться с новыми всходами. Считается, что задобренный Полевик станет всячески обере­гать ниву зорким хозяйским глазом. Поэтому и приносят ему земле­пашцы угощение по праздникам, перед началом сева и жатвы. После окончания уборочной поры благодарят уставшего и состарившегося Полевого деда, отпуская на покой и обещая не безпокоить зимой его поля.

 Если Полевика чем-то рассердить, то он может уйти с нивы обидевших его людей, что привлечёт на это поле всякие напасти. Или может все хлеба перепутать так, что вырастет среди ржи пшеница, а меж проса – ячмень, лён поляжет, а трава высохнет. Да и с человеком злым или ленивым может опасно по­шутить – среди знакомого поля может с тропы сбить и в болото завести!

 

Его детки и внуки – Межевички и Луговички – во всём помогают Полевому деду в присмотре за по­лями. Луговичок похож на маленького, мохнатенького зелёного человечка в одежде из трав; это служебный дух лугов. Он помогает росту трав, готовит их к сенокосу и цветению. Когда он бежит по лугу – видно, как трава шевелится, тропкой завивается (словно ветерок по полю гуляет), а махонького Луговичка и не видно. Люди думают, что он живёт в норках, и часто оставляют ему там угощение. Луговичок бывает очень сердит, когда люди покос прозевают или придут косари «не в пору». Тогда и траву заплетёт так, что только разорвать и можно, или высушит на корню, тогда и косы будут враз тупиться сколько их не точи, или просто обломаются о кочки. На будущий год трава на таком покосе может плохо расти. Следит Луговик и за жадными травниками – лишняя трава им впрок вряд ли пойдёт.

 

Дружен Полевик и с Полудницей – дневной Солнечной девой. Полуд­ница бдит, чтобы в жаркий полдень, когда вся природа отдыхает (и даже птицы затихают), никто не тревожил посевы и травы. Пора её трудов и стражи – время цветения трав и злаков. Говорят, что это таинство – начало цветения – свершается в полдень, поэтому и дали этой хрупкой, но строгой Деве такое имя. Никто не должен потревожить начало цветения, так как от этого зависит будущий урожай. В такое время и люди должны отдыхать – и в труде, и в пути. Иначе Солнеч­ная дева закружит голову, опалит солнечным огнём, наведёт сон прямо на поле или вовсе заведёт в чужую сторону, уводя с хранимых ею посевов. По этому поводу в «Поучении Владимира Мономаха» сказано: «Спаньё в полдень предназначено самим Богом всякой твари, и зверю, и птице, и человеку»…

 

А когда заколосится рожь, в ней поселится невысокая, но стройная и ладная дева Ржаница. Она любит бродить по колосяще­муся полю, любуясь колосьями и шевеля их прозрачной рукой, помогая наливаться зерну силой и спелостью. Её можно узнать по волосам «цвета спелой ржи», по венку из колосьев на голове или по букетику колосьев в руках. Если злой и жадный хозяин захочет отобрать эти «свои» колоски и закричит на неё, желая прогнать с поля – он обязательно пожалеет об этом: сами собой появятся в посевах множество троп, начнут ходить по ним лесные звери, а само зерно либо обсыпится, либо птицы его поклюют…

 Чтобы Полевые духи могли перезимовать без нужды и забот, крестьяне до сих пор, сле­дуя стародавнему обычаю, оставляют на полях сколько-то несжатых колосьев или пучки травы на сенокосе, хоть пару неубранных кореньев или бахчевых культур. Оставленные колосья и травы с песнями и молитвами связывают за макушки пучком, иногда украшают лентами – это называется «завивать бороду» Велесу (богу-покровителю плодородия и скота) в знак уважения и призна­тельности за богатый урожай. Ведь это древний бог Велес, помогая крестьянам, распоряжается всеми домашними и полевыми духами, домашними и лесными животными; он считается покровителем Полевика. В христианские времена люди стали называть его «Власием, ходящим по полям». Говорят, что и в наши дни поздней осенью, после уборки урожая, ходит по полям этот древний Волосатый Дед и проверяет всё ли убрано, как положено, везде ли соблюли обычай, везде ли уважили Полевых помощников, помогая им устроиться и пережить зиму. От настроения Велеса-Власия после такого обхода и зависит, – как он распорядится, каким урожаем на будущий год наделит он людей, хозяев полевых угодий.

 

Вот отрывки из сказок о полевых духах.

«Ходила она, ходила – видит однажды этакое гнёздышко-шала­шик. Шалашик ей всего до лодыжки, но внутри кто-то как будто ше­буршит. «Живое нашла… Перепёлочка!» – ахнула девочка тихо и в шалашик заглянула. А там совсем и не перепёлочка, а крохотный ста­ричок. Он синими глазками смотрит и говорит девочке: «Ну вот, я хоть кого-то дождался!». «Кого же ты дожидался?» - «Ваших деревен­ских…». «Да кто ты сам такой?» – удивляется девочка. «А я Полеви­чок! Я вашим деревенским посевное зёрнышко сохранил. Оно – сча­стливое. Только надо за ним поухаживать. Зови сюда всех желающих».

                                                          («Сказка про чудесное зёрнышко», русская сказка)

 

«Как-то раз жала Аннушка в поле, да устала и прилегла отдохнуть на самом солнцепёке. Не заметила, как вздремнула, а проснулась от­того, что кто-то толкает её в бок. Глядь – стоит перед ней высокая красивая девушка, одетая в белое, а волосы у неё золотые, как сол­нечные лучи. «Полно спать!» – говорит незнакомка, – «Давай лучше поглядим, кто из нас кого перепляшет». И завела весёлую песенку. Аннушка и не хотела, да ноги у неё сами в пляс пустились…

В конце концов, рухнула Аннушка без сил, а девушка засмеялась и говорит: «Ничего, завтра ещё попляшем!». И исчезла. Глянула Аннушка – а полоса-то не сжата! Весь день она, выходит, проплясала, вместо того, чтобы трудиться? Стоит сама не своя…

А дома ма­тушка ещё добавила нашей бедняжке: «Ведь ты не иначе, как саму Полудницу переплясать надумала», – сказала, укоризненно качая головой. – «Пока это ещё никому не удалось. Ну, а если сыщется такая мастерица, говорят, одарит её Полудница невиданно богатым приданым. Вот только вряд ли это возможно – Полудницу переплясать».

                                              («Кто кого перепляшет», русская сказка)

 

«А маленька-то она была», - начнёт припоминать старая коми-пермячка, отмеривая рукой от пола высоту ржаного стебля перед тем, как на нём расцветать колосу. И расскажет…

…И наступает час цветения ржи, после которого злак «растёт туго». Ровно в полдень свершается, по приметам коми-пермяков, таинство начала цветения. Отсюда и второе имя Оборонихи – Полудница. Тишина стоит в этот час звенящая. Голубеют ржаные поля. Затаивается лес. Люди в этот час, какие бы неотложные дела ни звали их, все по домам. Двери заперты. Окна завешаны. Нельзя Оборониху видеть, нельзя мешать ей в час великого таинства осуществлять своё предназначение.

А была сама Оборониха (кто-то же видел её, несмотря на запрет!) крохотной милой женщиной. Глазки – синь васильковая. Льняные волосы. Как снимет с головки шемшур (головной убор – прим. авт.), так и рассыпятся они по хрупким её плечикам. Кожа на ножках, на ручках, на личике нежная. Ровно в полдень, едва рожь цветки раскроет, замелькает она по узким тропинкам среди полей. Спешит, пока люди оставили землю в покое, обойти поля. Отогнать заразу от цветущего злака, развеять всяческую нечистоту, утихомирить в полях малейший шум. Ни жертв, ни молитв ей не надо, лишь бы среди полей вдоль опушек были бы проложены тропки для неё, лишь бы не меркла красота земная. Развевается на ходу её белое платьице, блестят васильковые глазки.

И вдруг! – по истечению заветного часа, сворачивает она в лес. Лишь веточка черёмуховая шевельнётся за ней – и всё... Прощай до будущего года. Осуществилось! Быть урожаю».

(«Тропы Оборонихи» Д. Ризов)


Расскажи в социальных сетях:



Какие эмоции у вас вызвала публикация? (УКАЖИТЕ НЕ БОЛЕЕ ДВУХ ВАРИАНТОВ)

Комментариев - 0
Информация
Важная информация для новых (не зарегистрированных) посетителей

Если вы впервые на сайте то вам необходимо:


Если ранее вы были зарегистрированы в социальных сервисах то вам необходимо:


Если вы зарегистрированы на сайте то: