DataLife Engine > Наследие > БЫЛИ ЛИ У ГРУЗИН ЯЗЫЧЕСКИЕ БОГИ ДО ХРИСТИАНИЗАЦИИ?

БЫЛИ ЛИ У ГРУЗИН ЯЗЫЧЕСКИЕ БОГИ ДО ХРИСТИАНИЗАЦИИ?


16 февраля 2010. Разместил: Vedrus
Христианство было введено на территории Грузии еще в IV веке, наряду с Арменией, т.е. в подконтрольных Римской империи этнических образованиях. И Рим, и Константинополь, т.е. Западная и Восточная Римские Империи, к этому времени, после непродолжительной кровавой борьбы, уже приняли христианство в качестве государственной религии и уже успели ее разделить на католичество и православие.

В истории Грузии, которая тогда была маленькой территорией (граница с Арменией проходила по реке Кура) и называлась Иверией (со столицей Мцхета), дата христианизации считается переломной от варварства к культуре. Даже самая благоприятная для грузин «сталинская» энциклопедия пишет: «Памятники дохристианской языческой грузинской письменности до нас не дошли». «Принятие грузинскими племенами христианства в 1-й половине IV века оказало большое влияние на дальнейшее развитие грузинской культуры, связанной в этот период с Византией».

Известно, что не у всех народов переход от язычества к христианству, как у грузин, носил столь просвещающий характер. С другой стороны, «язычества» тоже бывают разные. Аргентинские индейцы, например, верят, что в джунглях живет Большой Член, общение с которым приводит к рождению вождей племени, а эвенки верили в соломенные чучела предков, которые, будучи поставлены в сакральных трещинах, оврагах, пригорках и других особых точках, способствовали процветанию племени, и к ним можно было обращаться с просьбами. Известно также, что в Закавказье в эпоху 1в. до н.э. – 1в. н.э. существовали кастовые общества с резкой иерархической структурой. Во главе был царь – базилевс, по греческому образцу, затем каста жрецов, затем – каста воинов, наделенных землей для прокорма в мирное время, и. наконец, земледельцы, которые служили рабами и «доставляли всё необходимое для жизни», т.е. «зависимое, эксплуатируемое сельское простонародье».

БЫЛИ ЛИ У ГРУЗИН ЯЗЫЧЕСКИЕ БОГИ ДО ХРИСТИАНИЗАЦИИ?

Рис.1. Границы католичества, православия и язычества (белое поле) к IV веку новой эры.

Ни о каком общинном землепользовании, которым так гордились Древняя Индия, Россия, шумеры, греки, кельты и римляне, не было никакой речи. (Правда, к этому времени и Рим, и Греция уже имели крупные латифундии, обслуживаемые рабами). Но речь не об этом. Раз были в Закавказье жрецы, то жрецы какие, каких богов? История не дает ответа по целому ряду причин, а посему этот вопрос придется исследовать специально.

Обратимся к языкознанию, т.к. в нем часто оказываются такие археологические следы, которые могут поспорить с обычными материальными раскопками по эффективности. Наиболее известным специалистом по грузинскому языку считается Н.Я.Марр, грузин-академик, который стал академиком еще в царское время. Его первичные работы по грузинскому языку звучат так:

«Природа и особенности грузинского языка» и «Предварительные сообщения о родстве грузинского языка с семитическими». Может это и есть разгадка жреческой проблемы? Семитские боги. Скажем, где-нибудь в недрах грузинского языка содержатся завуалированные имена еврейского Иеговы, он же Яхве, он же Саваоф, он же Элохим? Или сирийской Астарты (ассирийская Иштар (Ашторет))? Или вавилонского Бэла (Ваала)? Или имя какого-нибудь арабского языческого божества, сохраненного во время нашествий грузинским языком, поскольку у арабов все, что относилось к языческой эпохе «джахилийи» (невежества, варварства), пренепременно уничтожалось в исламский период. А может быть, это был сложный ассирийский пантеон? Сложный потому, что ассирийцы притаскивали из завоеванных стран (Шумер, Вавилон, Аккад, Хетты, Палестина) вместе с награбленным имуществом и местных богов. Например, воинственный Мардук (Мардух), один из богов зла Вавилона, стал сначала главным богом столицы ассирийцев Ашшура, а затем и всей Ассирии, занимая титул «царя богов», т.е. «всевышнего бога» для ассирийцев и всех их колоний.

БЫЛИ ЛИ У ГРУЗИН ЯЗЫЧЕСКИЕ БОГИ ДО ХРИСТИАНИЗАЦИИ?

Рис.2. Бог Мардух воюет.


БЫЛИ ЛИ У ГРУЗИН ЯЗЫЧЕСКИЕ БОГИ ДО ХРИСТИАНИЗАЦИИ?

Рис.3. Крайний слева – жрец бога Мардуха (с крыльями).

Но вернемся к грузинскому языку и Марру. Чтобы избежать долгих разъяснений лингвистической терминологии, которую часто не понимают даже профессиональные лингвисты, исповедующие разные школы, вкратце представим основные идеи. По Марру есть три ведущие мысли в изучении грузинского языка: а) Бопп, один из основоположников индоевропеистики, находил в грузинском следы, признаки индоевропейских языков, б) Мюллер относил грузинский к семитическим языкам, пользуясь другими признаками языка, в) Цагарели выделял его в отдельную группу - древнее семитских и индоевропейских влияний, включая туда и баскский, и этрусский и ссылаясь на совпадении звучаний Иберии (Испания) и Иверии (Грузия).

Марр, опираясь на обилие в грузинском языке гортанных звуков и придыханий, отдал предпочтение семитской версии, однако, считая все версии гипотезами, взялся за обоснование семитизма грузинского языка. Он изучил арабский, еврейский и сирийский и пришел к выводу, что существовал некий семитский праязык, который он назвал яфетическим (отняв этот термин у всей группы индоевропейских языков), и объявил, что ближе всего к этому праязыку грузинский и сирийский языки. При этом он утверждал, что грузинский так близок к праязыку семитов, как остальные современные семитские языки между собой.

Этот вывод он сделал на основании трех главных групп совпадений: а) «фонетика грузинского языка генетически связана с фонетикой семитических» - «при подавляющем преимуществе согласных звуков разделяет с ними богатство и разнообразие гортанных звуков»; б) морфологически, как и в семитских, «гласные служат показателями этимологических категорий»; в) «в корнеслове грузинский роднит с семитическими и то основное положение, что коренными служат лишь согласные».

Что касается лексики (г), то Марром приводятся следующие наглядные совпадения:

1. По общесемитски слово «Солнце» – будет ШМС, по-еврейски - ШМШ, по «яфетически» – СМХ, на картли – ЗМХ, по грузински – ЗМХ (МЗЕ).

Примечание (Л.Р.): Этому слову соответствует древневавилонское имя бога Солнца – Шамаш. В поздневавилонском пантеоне он уже отсутствует. В ряде источников этот бог указывается как заимствованный шумерский. Но это не так. У шумеров богом Солнца – главным в пантеоне богов - был бог Уту (Уру). По-видимому, Шамаш – это семитское наречение бога Солнца (Уру) после завоевания и семитизации более древнего Шумера, язык которого относится к индоевропейской группе языков.

2. По общесемитски слово «Гора» - будет ХРР, яфетический – СРР, грузинский – СРР (Sеri, Ssar), еврейский – ХР, армянский – Sar, sarr – гора, вершина горы, пирамиды, глава, ассирийский Ssar - царь, глава, вершина ( напр. Тиглатпалассар).
Примечание (Л.Р.): Похоже, что общепринятое «Царь» имеет ассирийское происхождение так же как и латинский «Кесарь» (Цезарь), а англосаксонское значение этого слова для шефов - «Сэр» и французский титул короля «Сир» - заимствованное общесемитское слово, ближе к грузино-армянскому. Вопрос этот ниже будет обсужден подробнее.

3. Общесемитское значение термина «Песок» - ХЛЛ, яфетический – СЛЛ, грузинский – СЛЛ (Sill, silla).
Примечание (Л.Р.): Похоже, что латинское слово «силикон» - «песок, кремний» - имеет семитское происхождение, т.е.- это также заимствование периода контакта..

4. Общесемитское значение слов «Палатка, дом, дворец» - СХЛ, яфетический – СКЛ, грузинский СКЛ (saqli – дом, sasakli – дворец), еврейский – [''сХЛ].

Всего в работе Марр приводит двадцать лингвистических примеров, причем общесемитский язык им производится, в основном, из арабского, еврейского и сирийского, ближе к сирийскому, а грузинский получается у него самым близким к семитскому праязыку, названному Марром «яфетическим».

При этом Марр не учитывает важного исторического факта: самый молодой из исследованных им семитских языков – сирийский произошел из остатков одного из самых древних (довавилонских) семитских языков – ассирийского, сохранившегося на периферии ассирийской империи после ее разгрома - в областях Сирии и Самарии (часть Израиля).
Древняя ассирийская империя, пережившая пару тысячелетий, была уничтожена однажды (в 605г. до н.э.) и окончательно (как Хазария, распавшись на «царства») совместными действиями союза ираноязычных государств и восставших ассирийских колоний, изможденных финансовым гнетом подсаженных ассирийских торговых диаспор, занимавшихся на оккупированных территориях грабительским ростовщичеством, скупкой земель с превращением разоренных аборигенов в рабов. Остальное же свободное население колонии ассирийцами часто уводилось вглубь метрополии, где подвергалось насильственной ассимиляции. В колониях оставлялась ассирийская администрация и диаспоры, обслуживаемые рабами. (Сразу же оговоримся. Современные ассирийцы, живущие в Закавказье и других землях, никакого отношения к прежним разбоям Ассирийской империи не имеют, и чаще всего - это трудолюбивые и миролюбивые люди). Что же касается иссушающего гнета ассирийских торгово-ростовщических диаспор как до оккупации колоний, так и после захвата этих стран, то ниже будет специально рассмотрена и эта проблема. Она имеет свои причины.

Кроме этого исторического фактора, Марром обходится вопрос и об упомянутых индоевропейских следах в грузинском праязыке, которые, по мнению Марра, были зародышами всех индоевропейских языков. Раз грузинский – общечеловеческий праязык всех языковых групп, следы индоевропейской группы (ее корни) должны быть. Правда, впоследствии, развивая «стадиальную» теорию языка, Марр объявил всю индоевропейскую группу языков фикцией, химерой, «скрещенными» языками и начал гонения в нашей стране всей индоевропеистики как служанки германского фашизма, а индоевропеистов сажали как фашистских пособников. Только яфетосемитизм высшего праязыка имел право жить! Да еще он же и будущий общий язык пролетаризированного человечества! Но ведь были же какие-то причины у Боппа причислять грузинский к ответвлениям индоевропейской группы? Так есть эти следы в грузинском языке или их нет?

Мне приходилось часто бывать в Грузии, и однажды в Рустави Табидзе поразил меня переводом с грузинского названия города Рустави – «Светлая голова». Но термин «рус» - как «белый» и «светлый» есть в очень многих индоевропейских языках. Значит Руставели – это «Светлоголовый»? «Рус» - это индоевропейское слово. «Это еще что, - сказал Табидзе, - например, Тбилиси (Тифлиси) переводится как «теплые воды». Здесь один грузинский царь обнаружил теплые источники и основал город с этим названием. «Не напоминает ли тебе это название, - сказал Табидзе, - русское слово «теплица»?». Я возразил ему, что не являюсь сторонником акрофонических соответствий, но он доказал мне свою версию со словарем.

Позднее, когда в языковых вопросах я стал разбираться чуть получше и понял, что сваны, например, означает буквально Съ Вана (т.е. с озера Ван), и что это остатки германских племен, разделенных по легендам на две группы: Асов (Асгард, Ашхабад) и Ванов (озеро Ван), у меня уже не вызывали вопросов явные расовые отличия сванов от окружающего грузинского населения. Кроме того, мне приходилось слышать и рассказы местной интеллигенции о том, что Гитлер считал грузин арийцами. Мои аргументы, что Гитлер объявлял арийцами и литовцев, и латышей, и украинцев, и узбеков, прежде, чем подписать приказы об их дальнейшем выселении, уничтожении, германизации и закрепощении, что Гитлер просто мошенник, спекулирующий расовыми вопросами, на моих собеседников никакого действия не оказывали. Мне рассказывалось в ответ, что подлинные грузины – это белокурые и голубоглазые люди, а современное состояние нации – всего лишь следствие турецких и иранских средневековых нашествий. Впрочем, такие же мысли мне высказывались и в Армении, и в Азербайджане (в IV веке Азербайджан был Албанией, тюрки пришли туда позднее вместе с внесением тюркоязычия в Азербайджан и часть Ирана).

Допустим, что это так, но Турция – это тюркская группа языков, а Иран – индоевропейская. Как же тогда грузинский язык стал семитским и в какую эпоху?

Есть здесь и другие вопросы. Например, грузинское «Ме гхутар!» - «Я сказал!» является подобием русского «гутарить» и ведического «гита», «гитар». Были и иные примеры. Однако, это все были очень редкие лексические индоевропейские вкрапления в грузинский язык. По всем другим признакам Н.Марр оказывался прав. Грузинский язык – семитский. И если он стал семитским, то уж очень давно. (Или прав Марр – и это семитский праязык)? Правда, еще большее сомнение вызывал сам термин «грузин». Это не современное самоназвание. Грузины называют себя «картвели», а страну – «Картвел» по имени своего мифического царя, язык же «картули». Если предположить, что «грузин» - это более древнее самоназвание, искаженное семитским произношением захватчиков (если убрать любимые Марром гортанные Гх, или в соответствии с семитской или еврейской грамматикой убрать впереди слова букву ГХ т.е. еврейское «хё» - этот), то получится «гх’Русин», т.е. это слово «Русин», произносимое семитом как чужое имя с акцентом «этот». В соответствии с древнееврейской грамматикой, возможность присоединить к слову знак «хё» (этот) является признаком наименования. Современное же мировое название Грузии - «Джорджия» - это искажение от св.Георгия (Джорджа), т.е. это очень поздний христианский термин.

Это означает, что, возможно, полная семитизация грузинского языка произошла очень-очень давно до новой эры, но позднее его возникновения, что Марр ошибался (ошибался вместе и с более поздними маститыми исследователями), считая современный грузинский – праязыком как семитской, так и индоевропейской групп. По-видимому, здесь речь идет о почти исчезнувших в грузинском языке и этносе, очень давних, стертых тысячелетиями следах индоевропейской лексики, в результате очень длительной и постоянной семитской оккупации этого района (Закавказья, Кавказа, Предкавказья).

Чьей оккупации? В какую эпоху? Именем чьих богов? Остались ли эти имена оккупантских языческих богов в грузинском языке?

За ответом на эти вопросы вновь приходится обращаться к Н.Марру. Грузинским языческим богам по христианским источникам у него посвящена специальная работа: «Боги языческой Грузии по древне-грузинским источникам» в редком малодоступном издании.
Кратко содержание статьи Марра выглядит так. Во времена христианизации (IV век) основными языческими богами Грузии были иранские боги Ахура-Мазда (Благость) и его враг Ариман (Зло и грех), т.е. это религия Ирана эпохи Сасанидов. Она же была и религией вассальной страны, и иранцы следили за выполнением грузинами обрядов Авесты. В столице Мцхете был холм Ахура-Мазды (по-грузински Ахура-Мазда звучал ближе к сирийскому Ормузд, - т.е. Армазъ). Холм Армазъ в Мцхете был обнесен оградой. Для оккупированной страны это было естественно – чужие боги. Поэтому христианизация и была для грузин национально-освободительным движением, борьбой с чужими иранскими (языческими) богами и либо восстановление «своих», более древних богов, либо принятие христианства.

Но вопрос не так прост. Святая Нина, будущая просветительница Грузии, изучая храм на холме Армазъ в щелку ограды, обратила внимание на двух идолов, серебряного и золотого справа и слева от центральной статуи Бога в бронзовой кольчуге и золотом сияющем шлеме. По армянским источникам, кроме обычного иранского пантеона, грузины верили еще в 2-х богов: Га (Гаими) и Гат (Гаци). Н.Марр делает вывод, что именно их статуи видела св.Нина в храме на холме Ормузда (Армаза), и начинает искать семитские (т.е. подлинно грузинские) аналоги этим фигурам (идолам) по историческим и сложным лингвистическим построениям. Эти сложные построения были Марру необходимы, т.к. основные летописные грузинские документы (свои не сохранились) были известны в переводах с армянского.
Н.Марр приходит к выводу, что вышеприведенные идолы соответствуют еврейскому богу Гаду (согласно Мифологической энциклопедии - западносемитскому богу счастья и удачи). Еще более определенно Марр высказывается еще по одному божеству, упоминающемуся в летописях, – халдейской (ассирийской) Итруджан. Он обосновывает лингвистически семитское происхождение этой богини, известной в разных семитских странах как Иштар, Астарта, Ашторет, - богини плодородия и богини-воительницы (покровительница колесниц, коней и сражений). Марр делает следующие выводы: а) в грузинских летописных источниках встречаются языческие боги из иранского позднего пантеона (Ормузд) и семитские боги Гад и Астарта (Иштар) более древнего происхождения, б) ни тех, ни других Марр не считает собственно грузинскими богами, в) семитские боги (Гад и Астарта) попали в грузинский языческий пантеон путем книжного заимствования. Таким образом, вопрос возвращается не решенным к своему началу. Взявшись обосновать семитский характер грузинского языческого пантеона, как базы семитизма грузинского языка, Марр не обнаружил в христианских письменных грузинских источниках IV-VIII веков убедительных доказательств своей системы, не нашел ни состав самого первичного языческого грузинского пантеона, ни его возраст, ни его источник, приписав пантеон книжным заимствованиям.

Причин этому несколько, первая из которых заключается в том, что Марр ошибочно отождествил картину идолов храма в Мцхете, наблюдаемых св.Ниной, и перечисление имен того, во что верили дохристианские грузины по переводным грузинским летописям.
Итак, летописи. В них перечислены Армаз (Ормузд), Gati и Ga(Gaja). Но это чисто иранская триада. Ничего грузинского или семитского здесь нет. Верховный бог иранского пантеона Ормузд, Армаз (Благость), законы существования (Гаты) и цель бытия (Гайа) человека – совершенство, добро, очищение. Эта цель была доверена Ормуздом первочеловеку (Гайми или по-ирански - Гайа) – это и есть третий элемент триады. Религия нравственной чистоты и борьбы за нее. Здесь совсем нет места идолам вообще. Это элементы иранской веры, и им не соответствовали никакие идолы (Всевышний, Законы, Цель бытия). Идолам св. Нины нужно искать другое происхождение.

Второе. Еще несколько слов об иранской религии. Она не требовала храмов. «Божественному (Благодати) не следует поклоняться в храмах, т.к. вся земля и небо – один великий храм Ахура-Мазды». Песнопения на холмах под патронажем магов, – и очищающий «вечный огонь» в домашних алтарях – напоминание о борьбе за чистоту помыслов и чувств (подобно первочеловеку Гайа). Здесь нет места ни храму, ни идолам, увиденным св.Ниной. Откуда же взялся храм с идолами на холме Ахура-Мазды (Армаза) в Мцхете? Чьи же это идолы? Что это за боги? Но это не иранский Армаз (Ормузд) – именем этим назван только первичный холм, и это не еврейский Гад!

Ответ содержится в тех же летописях. Там сказано, что иранские маги проклинали идолов, установленных в храме Мцхеты. Значит, действительно, в храме было совсем не авестийское (индоевропейское) язычество. А ряд авторов вообще утверждает, что это и были подлинно-грузинские боги. Что грузины, вступившись за честь этих своих кумиров, свергли своих проиранских правителей, выгнали магов и призвали на трон армянского аршакида.

Третье. Может облик статуй поможет нам опознать таинственных богов грузинского язычества? Вот что увидела св.Нина (Цитируется по «Житию св.Нины» из Н.Марра):

«Нина отправилась посмотреть на Армаза. Она проникла в крепость Армазы и остановилась близь его идола у расщелины ограды. Зрелище представилось ужасное для нее. Она увидела медного человека; он был одет в золотой панцырь; на нем был золотой шлем и наплечники. Он был усажен ониксом и бериллом; в руках держал отточенный меч, который блистал и вертелся в его руке, как бы предвещая смерть тому, кто прикоснулся бы. Народ в страхе вспоминал свои прегрешения перед великим Армазом».
Но это уже узнаваемый образ идола. Эта статуя в золотом панцире и золотом шлеме, грозная, с мечом, внушающая страх и ужас, - это уже упоминавшийся нами ассирийский (семитский) бог войны Мардух, бывший бог зла Вавилона, который был богом войны, крови, жестокости, мести, неукротимости и изображался в золотых доспехах и шлеме (см. Рис.2). В греческом варианте этот бог назывался неистовым и неукротимым Аресом и сопровождался двумя спутниками (вот вам и триада храма) Деймосом (Ужас) и Фобосом (Страх), отличался коварством и вероломством, скульптурно изображался со сверкающим мечом и в золотом шлеме. Он был страшен и людям и богам. Греки признавали его негреческое происхождение.

«Ты, ненавистнейший мне меж богов,
Населяющих небо,
Распря единая, брань и убийства
Тебе лишь приятны». - Эта фраза мифологией вложена в уста Зевса.

Итак, Мцхетский храмовый идол нами опознан вместе со своими спутниками, – это ассирийский (семитский) бог войны Мардух (по-еврейски Мердах, Мордах), царь богов Ассирии, «подлинно грузинский бог в храме», вытеснивший иранского бесхрамового бога Благодати Армаза (Ормузда) с вершины его песнопевного холма. Если присоединить к этому уже упоминавшуюся в летописях ассирийскую богиню Иштар (Астарту), то получится полностью завершенный древнейший ассирийский пантеон, который к описываемому времени (начало эры) давно уже считался подлинно грузинским. По свидетельству Геродота в главном храме Мардуха в Ассирии находился сверкающий идол верховного бога Мардуха в шлеме. Весь идол был из чистого золота и весил 23,7 тонн. Так же как и в Мцхете, этот идол помещался на самой верхней точке храма.

Когда же и как семитские ассирийские культы и боги (Мардух, Иштарь) появились в Грузии и вообще в Закавказье? Обратимся за ответом к истории ассирийского вторжения в Месопотамию, Палестину и Закавказье.

Как появились ассирийцы в Месопотамии, Палестине, Сирии, Хеттии, Закавказье, Египте и Греции.
Первое вторжение семитских кочевых воителей, приведшее к крушению Шумера и постепенному завоеванию Двуречья и всего Ближнего Востока произошло около 2800-2700гг. до н.э. Нападавшие пришли с востока и, перевалив через иранский хребет Загр, обрушились в долину Двуречья (Тигра и Ефрата), в которой процветала земледельческая шумерская индоевропейская цивилизация, и разрушили ее практически до основания.

Они тогда еще не назывались ассирийцами, т.к. не захватили город Ашшур и еще не сделали его своей столицей. Но шумеры уже умели писать клинописью на табличках, и кровожадность оккупантов была зафиксирована. Академик Струве писал, что местных жителей Ура и Вавилона потрясли и ужаснули сцены, когда захватчики, хохоча, фехтовали отрубленными руками, а ногами пинали отрубленные головы. Все разрушалось и разграблялось. Рушились ирригационные системы – основы плодородия и зернохранилища. Два бога правили этой вакханалией и все вершилось по их ритуалам. ИштарЪ и ИштарЬ.


Вернуться назад