Русские Казахстана сегодня
- 21 августа 2014
- 5635
- 1
- Яровитязь
-
Вернулся из Алма-Аты, где никогда ранее (как и вообще в Казахстане) не бывал; это вообще мой первый визит в одно из азиатских ханств после 1991.
Город произвел впечатление еще русского: до половины лиц на улицах, преимущественно русская речь (в столовых, магазинах и т.д. почти только она, причем и большинство встречавшихся казахских компаний меж собой говорили по-русски). Зная, в каких масштабах была Назарбаевым проведена этническая чистка, был приятно удивлен. Правда, местные русские говорят, что это только в Алма-Ате (где когда-то русских было чуть не 80%) и быстро кончается. Городские казахи мне показались весьма приветливыми, но бедствие, говорят, составляют дикие, массово завезенные Н. из Китая и Монголии, захватывающие и на корню разоряющие дачи в окрестностях.
Город очень зеленый, причем был до недавнего времени еще более зеленым – пока не начали вырубать часть деревьев (всюду видел огромные срезы): в акимате «осваивают» деньги а низовые исполнители продают на дрова. Вырубили и всю полосу яблоневых садов с местными эксклюзивными яблоками в предгорьях – под виллы (но это уж в порядке вещей…). Преобладает застройка в 3-5 этажей, но с домами более симпатичными, чем московские пятиэтажки, новейшая архитектура не хуже московской. Однако мое всегдашнее увлечение запечатлевать дореволюционную застройку тут потерпело полный крах: Верный был уничтожен еще при Кунаеве, а теперь добивается последнее (около десятка зданий всего и осталось).
Весьма интересно центральное (с 1935 г.) кладбище (от старых русских следа не осталось). Большинство рядовых могил русские, а у всяких казахских шишек - русские жены (тогда иметь русскую или еврейскую жену считалось очень престижным). Но памятники цыганским баронам и казахским академикам не идут в сравнение с величественным мемориалом корейцу Ни (вроде бы многолетнему кошельку Назарбаева), затмевающему даже имеющийся тут же мавзолей (крайне вульгарной архитектуры) хасидского раби Шнеерсона. Видел десятка два могил немецких пленных и более сотни не отождествленных японских.
Атрибуты ханского достоинства впечатлили вполне: и роскошное пустынное метро, и пятерня вождя с его автографом на купюрах, и экспозиция нац. музея и т.д. Назарбаева, кстати, теперь принято называть «ельбасы» (типа «фюрер»). Местные русские его не любят, но страшатся последствий его смерти, полагая, что в борьбе за престол неизбежно будет сделана ставка на ультранационалистическую карту, либо, во всяком случае, власть нового хана будет более слабой, и областные правители начнут провоцировать у себя этнические столкновения, добиваясь вливаний из бюджета.
Вообще, оптимизма в отношении будущего русского населения в нем самом я там не встретил. Похоже, таковой исходит только из Москвы – от пропагандистов «евразийства». Читая их статьи о необходимости «развивать Среднюю Азию» за счет подкормки из РФ местные морщатся и недоумевают. Страх перед будущим и чемоданные настроения очень сильны и радикально подхлестнуть их в случае необходимости ничего не стоит: достаточно спровоцировать две-три драки в автобусе, зарезать нескольких русских подростков или поджечь собор.
Что касается появившихся в городе фигур в хиджабах, то их в Москве не меньше. Вообще же казашки кажутся вполне эмансипированными, и демонстрирующих свои прелести на два порядка больше, чем скрывающих. Не думаю, чтобы ислам имел там большие перспективы. Неуютно не от него, а от совершенно откровенно нагнетаемого сверху стремления искоренить по возможности любые воспоминания о русских. Формируемые представления об истории, разумеется, вполне на уровне «придумавших санскрит укров». Им, кстати, хочется быть одновременно и монголами, и тюрками.
Опасения местных русских кажутся вполне оправданными. Пожалуй, единственное, что может улучшить их положение – весьма вероятная в будущем вследствие огромной избыточности населения таджико-узбеко-киргизская резня в регионе (до появления России в Средней Азии демографические проблемы в основном так именно и разрешались). Казахстан имеет шанс остаться не затронутым ею, а русские тогда пригодятся. Ну или слишком активная экспансия Китая (его казахи боятся; вроде бы даже есть поговорка типа того, что «когда придет черный китаец, рыжий русский братом покажется») на что, правда, шансов мало.
Город очень зеленый, причем был до недавнего времени еще более зеленым – пока не начали вырубать часть деревьев (всюду видел огромные срезы): в акимате «осваивают» деньги а низовые исполнители продают на дрова. Вырубили и всю полосу яблоневых садов с местными эксклюзивными яблоками в предгорьях – под виллы (но это уж в порядке вещей…). Преобладает застройка в 3-5 этажей, но с домами более симпатичными, чем московские пятиэтажки, новейшая архитектура не хуже московской. Однако мое всегдашнее увлечение запечатлевать дореволюционную застройку тут потерпело полный крах: Верный был уничтожен еще при Кунаеве, а теперь добивается последнее (около десятка зданий всего и осталось).
Весьма интересно центральное (с 1935 г.) кладбище (от старых русских следа не осталось). Большинство рядовых могил русские, а у всяких казахских шишек - русские жены (тогда иметь русскую или еврейскую жену считалось очень престижным). Но памятники цыганским баронам и казахским академикам не идут в сравнение с величественным мемориалом корейцу Ни (вроде бы многолетнему кошельку Назарбаева), затмевающему даже имеющийся тут же мавзолей (крайне вульгарной архитектуры) хасидского раби Шнеерсона. Видел десятка два могил немецких пленных и более сотни не отождествленных японских.
Атрибуты ханского достоинства впечатлили вполне: и роскошное пустынное метро, и пятерня вождя с его автографом на купюрах, и экспозиция нац. музея и т.д. Назарбаева, кстати, теперь принято называть «ельбасы» (типа «фюрер»). Местные русские его не любят, но страшатся последствий его смерти, полагая, что в борьбе за престол неизбежно будет сделана ставка на ультранационалистическую карту, либо, во всяком случае, власть нового хана будет более слабой, и областные правители начнут провоцировать у себя этнические столкновения, добиваясь вливаний из бюджета.
Вообще, оптимизма в отношении будущего русского населения в нем самом я там не встретил. Похоже, таковой исходит только из Москвы – от пропагандистов «евразийства». Читая их статьи о необходимости «развивать Среднюю Азию» за счет подкормки из РФ местные морщатся и недоумевают. Страх перед будущим и чемоданные настроения очень сильны и радикально подхлестнуть их в случае необходимости ничего не стоит: достаточно спровоцировать две-три драки в автобусе, зарезать нескольких русских подростков или поджечь собор.
Что касается появившихся в городе фигур в хиджабах, то их в Москве не меньше. Вообще же казашки кажутся вполне эмансипированными, и демонстрирующих свои прелести на два порядка больше, чем скрывающих. Не думаю, чтобы ислам имел там большие перспективы. Неуютно не от него, а от совершенно откровенно нагнетаемого сверху стремления искоренить по возможности любые воспоминания о русских. Формируемые представления об истории, разумеется, вполне на уровне «придумавших санскрит укров». Им, кстати, хочется быть одновременно и монголами, и тюрками.
Опасения местных русских кажутся вполне оправданными. Пожалуй, единственное, что может улучшить их положение – весьма вероятная в будущем вследствие огромной избыточности населения таджико-узбеко-киргизская резня в регионе (до появления России в Средней Азии демографические проблемы в основном так именно и разрешались). Казахстан имеет шанс остаться не затронутым ею, а русские тогда пригодятся. Ну или слишком активная экспансия Китая (его казахи боятся; вроде бы даже есть поговорка типа того, что «когда придет черный китаец, рыжий русский братом покажется») на что, правда, шансов мало.
Волков Сергей Владимирович
Расскажи в социальных сетях:
Какие эмоции у вас вызвала публикация? (УКАЖИТЕ НЕ БОЛЕЕ ДВУХ ВАРИАНТОВ)
Комментариев - 1
Страх перед будущим и чемоданные настроения очень сильны. В городах русских 20-30%. Политика медленного вытеснения. На базарах таджиков, киргизов, кавказцев очень много.
В наукоёмких отраслях промышленности русских 95%. Германцы уехали в Германию на 90%, русские уехали в Россию, евреи в "богоборец". Оралманы (вернувшиеся казахи из катая), их много, выделяются своей деревянностью. Казах на юге и казах на севере казахстана - это 2 разных человека. Северный похож во многом на руса.
В наукоёмких отраслях промышленности русских 95%. Германцы уехали в Германию на 90%, русские уехали в Россию, евреи в "богоборец". Оралманы (вернувшиеся казахи из катая), их много, выделяются своей деревянностью. Казах на юге и казах на севере казахстана - это 2 разных человека. Северный похож во многом на руса.