ДОЛЯ - НЕДОЛЯ, СЧАСТЬЕ - НЕСЧАСТЬЕ
- 2 ноября 2013
- 3958
- 0
- Редакция
-
Понятия <<доля>> и <<недоля>> связывалась с живыми мифическими лицами, тождественными девам Судьбы ( их ещё называли Рожаницами). По народным поверьям, счастье и несчастье зависят от добрых и недобрых действий сверхъестественных существ Доли и Недоли, чьи поступки определяются собственными расчетами, независимо от воли человека, которому они принадлежат.
Древние славяне считали так: счастливый вовсе не работает и живет в довольстве потому, что за него трудится его Доля его предается праздности, бражничает, веселится и не хочет знать никакого труда. Деятельность Недоли всегда направлена во вред человеку: пока она бодрствует, беда у него следует за бедой, и только тогда становится легче несчастному, когда засыпает его Недоля. Русская пословица звучит так<<Когда спит лихо, не буди его>>.
Лихо, Горе-злочастие, Недоля... Все эти понятия мифологии были широко использованы народным эпосом. У южных славян к подобным понятиям относятся так называемые злыдни - маленькие существа неопределённых образов. Люди верили, что дому, в котором поселяются они, грозит большое горе, зло. Своим крохотным ростом и неугомонным характером злыдни напоминают домовых, карликов, злых эльфов, кикимор.
Подомно марам, они, селясь в дома, живут невидимками и непременно за печкой.
Иногда в народной речи слово <<доля>> употребляется в смысле положительной, счастливой судьбы, а с отрицанием << не->> - судьбы печальной, несчастливой.
В народных пословицах, песнях и сказках беда выступает словно демон, как существо живое, самостоятельно действующее. Она странствует по белу свету, ищет людей, обреченных на несчастье, идёт к ним на встречу, гонится за ними. Лихая, горькое, недобрая доля рождается вместе
с человеком, следует за каждым его шагом на протяжении всей жизни и провожает в могилу. Горе отождествляется с богиней смерти: смерть охотится за живущими в мире, опутывает их своими сетями и роет заступом свежие могилы. Сказочным героям удаётся обмануть смерть, заточить её темницу и томить там. Существовало такое предание о горе и недоле.
У многих индоевропейских народов предание о ветре, который за развеянную у бедного муку дарит ему счасливые, делающие его богатым предметы, вещи. Те же вещи получает сказочный герой от своей доли.
Сказка.
Жили-были два брата. Старший был богатый, да злой, а младший - работающий и добрый, да бедный. Что бедняк ни делает, ничего у него не получается. Вот вздумал он пойти искать свою Долю.
Долго ли, коротко ли шел, искал её и наконец отыскал в поле. Лежит себе Доля, прохлождается. Стал он бить её плетью да приговаривать: <<Ах ты Доля ленивая! У других людей доли ночь не спят, всё для своих хозяев работают, а ты и днём ничего не делаешь>>.
<< Полно, перестань драться! - отвечает ему Доля. - Вот тебе лубочный кузовок. Только раскрой будет что поесть тебе! >>. Мужик пошёл домой, раскрыл кузовок, а там - что только душа пожелает. Старший брат прослышал про такое, пришёл к младшему и отнял диковинку силой. Отправился бедняк снова к Доле. Дала она ему золотой кузовок. Вышел на дорогу, раскрыл его, а оттуда выскочили молодцы с дубинками и давай его бить! Больно побили его и спрятались в кузов. << Ну, - думает мужик, брошу я этот кузовок >>. Да не тут то было. Оглянулся назад, а он опять у него за плечами. Нечего делать - принёс домой. Польстился на золотой кузовок старший брат, пришел меняться... Долго помнил он потом этот обман...
Первый кузовок, лубяной, соответствует в сказке скатерти-самобранке, второй, золотой,-кнуту-самобою, а в мифологии это метафоры дождевой тучи, которая поит и насыщает Мать-сыру землю, и Перуновой палицы - молнии.
Автор: slavyanka slavnaya
Расскажи в социальных сетях: