Меню
Последние новости России и Мира » Новости » Иван-дурак – образ арийской жреческой касты

Иван-дурак – образ арийской жреческой касты

Иван-дурак – образ арийской жреческой касты
 

 

В другом типе сказок, где также нередко фигурируют три брата, причём младший – дурак (ср. сказку об Иване-дураке, Емеле-дураке и под.), намечаются даже некоторые существенные признаки каждого из братьев, имплицирующие, вероятно, и различия в царствах и соответственно – в социальных функциях в дюмезилевском понимании их. Иногда в этом типе сказок указывается (чаще косвенно), что старший брат пахал землю, а средний пас скот. О занятиях Ивана-дурака, строго говоря, обычно ничего не сообщается, кроме того, что он вообще ничего не делает (лежит на печи и плюёт в потолок). Действительно, с точки зрения сознания, принадлежащего производителям конкретных материальных благ (старший и младший братья, соответственно земледельцы и скотоводы), Иван-дурак ничего не делает, более того, часто он даже не в состоянии сохранить status quo, нечто упускает, и именно за это (а не силу природного коварства, как в сказках типа № 301) братья собираются наказать его. Тем не менее ничегонеделанье (far niente) младшего брата приносит наибольший из возможных успехов: он побеждает противника, женится на царской дочери, получает и богатство и царство, т.е. достигает того, что является прерогативой и привилегией других функций – производительной и военной. Уже на этом этапе анализа уместно предположить, что Иван-дурак воплощает первую функцию – магико-юридическую, строго говоря, связанную не с делом, а со словом (и мыслью). В самом деле, Иван-дурак единственный из братьев, кто говорит (двое других всегда молчат, и в этом смысле они статисты в сказочном сценарии). Но есть и целый ряд других мотивов, которые могут рассматриваться как позитивное доказательство принадлежности Ивана-дурака к сфере, определяемой первой функцией. Так, он не только говорит, но и предсказывает будущее и толкует то, что непонятно его братьям; по-видимому, эти предсказания и толкования идут вразрез с ожидаемым: они неожиданно парадоксальны и всегда направлены против «здравого смысла», как, впрочем, и его поступки. Иван-дурак загадывает и отгадывает загадки, т.е. делает то, чем занимается жрец. Если вспомнить, что Иван-дурак связан с некоей критической ситуацией, завершаемой праздником (победа над врагом и женитьба), что существует особый мотив, соотносящий Ивана-дурака (как трансформацию «первого человека») с деревом, в ветвях которого он пасёт своего коня (развитие темы мирового дерева, ср. Yggdrasil Одина и т.п.), то оказывается, что пласт ассоциаций, объединяющих младшего брата русской сказки с первым жрецом в ритуале, совершенно бесспорен, и лишь по странной невнимательности был незамечен до сих пор. (Прим.: Ещё одна характерная деталь в связи с воплощением первой функции в образе Ивана-дурака – он поэт, подчёркивается его пение, его умение играть на чудесной дудочке или гуслях-самогудах (ср. Афанасьев № 238 и др.), благодаря чему он приобретает богатства. Наконец, ещё одно исключительно важное обстоятельство: Иван-дурак говорит не так, как остальные; в его речи, помимо загадок, прибауток, шуток, отмечены фрагменты, где нарушаются или фонетические, или семантические («бессмыслицы», «нелепицы», «небывальщины») принципы обычной речи, или даже нечто напоминающее заумь. В этом смысле Иван-дурак носитель той разновидности древней поэтической речи, которая связана с нарочитой деформацией её (ср. средневековый ирландский berla etarscartha «разъединённый язык» с разными способами рассечения [ср. ирл. dichned, собств. – «обезглавливание»] и растягивания слов; vakrokti [букв. «изогнутое выражение»], «двусмысленную речь» авторов старых санскритских поэтик; motz romputz [Peire d’Alvernha II, 33] провансальской поэзии, ср. entrebrescar los motz и т.п.), в частности, может быть, с принципом анаграммирования как важнейшим приёмом древней поэзии.) В свете сказанного не должно, видимо, вызывать сомнений предложение видеть в Иване-дураке носителя особых норм жизни, своих правил поведения, «закона», отличающегося от общепринятого, обобщённо-среднего и лишённого благодати свода предписаний. 

Авест. Θrita, Θraētaona, др.-инд. Trita и др. и их индоевропейские истоки // В.Н. Топоров. Исследования по этимологии и семантике. Т. 2. Индоевропейские языки и индоевропеистика. Кн. 2. М., 2006. С. 486-487, 499-500

Благодаря Владимиру Николаевичу Топорову – достойному наследнику Ивана-дурака и одному из лучших индоевропеистов ХХ века – в дураках остаются все, пытающиеся при помощи сказочного образа Ивана-дурака троллить русских.


Расскажи в социальных сетях:



Какие эмоции у вас вызвала публикация? (УКАЖИТЕ НЕ БОЛЕЕ ДВУХ ВАРИАНТОВ)

Комментариев - 3
Аватар пользователя
Иванушка, братцы - противоядие против Кали-Юги(Ночи Сварога). Он через добро и желания действует, равно, как и его "корешок" Емеля. А ДУМАЕТ - индюк, известно куда при сем попадая. Большинство успешных людей на Руси сегодня не отягощены образованием и знаниями; и на кой леший такой "дар" смертному; прекрасно "живут-поживают и добра наживают". Не пытайтесь через ум воспринять и постигнуть то, что прятали до поры ВИДЯЩИЕ и ВЕДАЮЩИЕ! Чуешь, что хорошо и верно - и славно, вот этого путеводного клубочка и держись; ибо естесственный "приборчик в мозгу" для восприятия таких материй сегодня не работает, а "искусственный" не создашь, так как ... естесственный не работает;) Когда уразумеешь и осознаешь, что сказки наши не "народные", а самые, что ни наесть - АВТОРСКИЕ, да настроишься на того Баюна... так и тогда: "по усам течет, да в рот не попадает". Мы рождены, чтоб быль соделать сказкой;)
Аватар пользователя
Вас обманули, это не шанхайский барс - это гораздо лучшее , это мексиканский тушкан...
...- Остап Бендер.

Какое вульгарное умаление образа Ивана-Дурака до арийской жреческой касты! Это возмутительно! Бери больше - Иван-Дурак это плацентарная матрица самих предков ариев! Это сокрытый геном Дэвов и Питрий, это.... куй знает ещё что такое ....! Ну в общем, когда Бога ещё не было, то Иван-Дурак уже был и сотворил Бога из ребра своего, как потом Бог уже по образу и подобию сотворил людей....! Да без Ивана -Дурака я и жрать не могу, я и срать не могу... обманул автор меня, Бабушку-Ягу.....!

















Аватар пользователя
Мутил, мутил воду и замутил
Благодаря Владимиру Николаевичу Топорову – достойному наследнику Ивана-дурака и одному из лучших индоевропеистов ХХ века – в дураках остаются все, пытающиеся при помощи сказочного образа Ивана-дурака троллить русских

Почему так всё сложно? Почему нельзя сказать прямым текстом?
Всё просто; Три брата, которых автор эпоса усложняет в нашем понимании, служат примером нашего существования и указывают на цель(смысл) жизни(игры). Три брата, троица состоящая из ЗА-МЫСЛА У-МЫСЛА и ПРО-МЫСЛА. Иван-Дурак указывает на промысел Божий и то что у него и так всё есть в отличии от братьев, занимающихся накопительством приумножением скота и увеличением благ. Помимо этого Иван-Дурак лежит на печи, не напоминает Маха-Вишну лежащего в безпречинных водах и формирующего в своих порах миры. Созидание, вот на что указывает нам герой идущий дорогами к свету. es
Информация
Важная информация для новых (не зарегистрированных) посетителей

Если вы впервые на сайте то вам необходимо:


Если ранее вы были зарегистрированы в социальных сервисах то вам необходимо:


Если вы зарегистрированы на сайте то: